Из практики - для практики

    

Принцип теневого кинофильма


Главная особенность теневого кинофильма состоит в том, что фигурки действующих лиц (марионетки), детали декора­ции и фона делают из картона и бумаги различной плотно­сти. А это позволя­ет создавать в кад­ре выразительные, изящные силуэты, богатые по тональ­ности декорации со всеми оттенками от черного до белого. «Актеры» и декора­ции во время съем­ки находятся в го­ризонтальном по­ложении, объектив кинокамеры на­правлен вертикаль­но вниз, а освеща­ется съемочное по­ле снизу, напросвет (рис. 59).

Рис. 59. Принцип съемки теневою кинофильма: 1 — съе­мочная кинокамера; 2 — стол с прямоугольным вырсчом; 3 — съемочное поле с матовым стеклом: 4 лампы

Съемка произ­водится одиночны­ми кадриками (по-кадрово), на кото­рые фиксируются отдельные фазы движения ма­рионеток. Кинокамера надеж­но укрепляется на кронштейне, штативе или другом устрой­стве, которое позволяет пере­двигать ее вверх и вниз для съемок общих, средних и круп­ных планов.

Кронштейн может быть очень простым и иметь лишь несколько фиксированных по­ложений кинокамеры, как, на­пример, на рис. 60.

Кинокамера с помощью штативного винта крепится к деревянной передвижной по­лочке, которая может устанав­ливаться на одном из трех уровней над снимаемым по­лем. Если кинокамера не имеет сменных объективов или афо-кальных насадок, это позволит получать кадры различной крупности. Устройство, удер­живающее камеру, крепится к фанерному ящику, верхняя стенка которого имеет прямоугольный вырез. На него кладут матовое стекло. На стекле размещают декорации и марио­нетки. Подсвечиваются они лампами, установленными на дне ящика. Для более равномерного освещения дно ящика покрывают белой краской. В боковых стенках должны быть отверстия для вентиляции воздуха.

Всю конструкцию для удобства работы устанавливают на устойчивый стол. Размеры устройства зависят от разме­ров съемочного поля, а оно должно быть не меньше чем 24 v 30 см, иначе марионетки будут слишком маленькими и ими неудобно будет управлять.
Наиболее распространенные размеры: 40 х 50 и 50 х 60 см. Можно порекомендовать ки­нолюбителям остановить свой выбор на формате 40 50 см, так как он позволяет делать марионетки высотой до 20 см, а с ними работать легко. На таком съемочном поле удобно также действовать марионеткам сказочных сцен — «велика­нам» и «карликам».



Рис. 60. Устройство для съемки теневого кинофильма

Чтобы получить равномерное освещение, используют 6 — 8 ламп по 25 — 40 Вт, которые устанавливают на расстоянии 35 — 50 см от матового стекла (съемочного поля). Если использовать более мощные лампы, например по 75 Вт, то можно с помощью реостата изменять силу света, создавая таким образом различные эффекты. Можно вместо ламп накаливания взять 4 — 6 трубок люминесцентных ламп днев­ного света (см. рис. 60) — съемочное поле будет нагреваться значительно меньше. Матовое стекло, лежащее на вырезе верхней стенки ящика, обращено матовой стороной вверх, к объективу камеры. Стекло должно быть несколько боль­шим, чем рабочая площадъ кадра, которую нужно очертить, тогда видно будет, когда марионетка выходит за границы кадра. На это стекло кладут вырезанные из бумаги декорации. Чтобы декорация не коробилась от тепла ламп, ее накрывают сверху чистым листом оконного стекла. По этому стеклу бу­дут двигаться марионетки, не задевая декораций.

 


Содержание раздела